Фэндом

The Elder Scrolls

Атмора

15 983статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение1 Поделиться

Атмора (ориг. Atmora; альдм. Древний Лес), также Альтмора, — материк к северу от Тамриэля, сейчас покинутый, а в древности населённый людьми.

География Править

В «Песнях возвращения», повествующих об Исграморе и его Соратниках, Атмора постоянно упоминается с эпитетом «зелёная» или «вечнозёленая». Но описания этой земли, которую покидало местное население, со временем радикально меняются, рисуя картину постепенно умирающей земли, сковываемой льдами. Нынешние экспедиции в Атмору находят почти безжизненное царство вечной зимы, где нет никаких признаков человеческого присутствия. Без сомнения, все те, кто не смог спастись бегством в Тамриэль, погибли много веков назад из-за всё ухудшающегося климата. По всей видимости, Атмора и до наступления ледников была не самым гостеприимным местом. Ранние недийские народы, пришедшие с Атморы, были охотниками, не имевшими никакого понятия о сельском хозяйстве.[1]

Из этого можно сделать вывод, что климат континента был слишком холоден для возделывания земель. Тем не менее, Атмора была достаточно густо населена — сохранились даже упоминания городов. Примером этого может стать Йолкурфик, город на южном побережье. Можно сделать вывод, что когда-то на Атморе было достаточно тепло для поддержания жизни большого населения, но медленное похолодание со временем вызвало нехватку ресурсов и миграцию на юг. Длилось это постепенное похолодание довольно долго, пока не закончилось ледниковым периодом.

Город на Атморе.jpg
Изображение замёрзшей Атморы и поселения на ней (фан-арт)

Религия Править

Для изучения религии Атморы главный источник — труд Торхала Бьорика «Война драконов».

«В Меретическую Эру, когда Исграмор впервые ступил на землю Тамриэля, его люди принесли с собой веру, почитавшую богов-животных. Ряд учёных полагают, что эти первобытные люди на самом деле почитали известных нам божеств, лишь в форме тотемных животных. Они обожествляли ястреба, змею, мотылька, сову, кита, медведя, волка, лису и дракона. Время от времени эти каменные тотемы, ныне сломанные, попадаются в самых отдалённых уголках Скайрима».

Даже на самых старых барельефах в Скайриме изображение бога в виде тотемного животного всегда дублируется антропоморфным изображением того же бога.

Pin-icon.png Примечаниенеизвестно, является ли это нововведением, появившимся на Тамриэле, или такое двойственное изображение богов — традиция атморцев. Ведь есть и возможность того, что на Атморе поклонялись богам лишь в форме животных, совершенно не антропоморфным.

«Главным среди всех животных был дракон… Драконы охотно приняли на себя роль людских богов-королей. В конце концов, не были ли они созданы по образу самого Акатоша? Не превосходили ли они во всех отношениях толпы маленьких мягкотелых существ, которые им поклонялись? Для драконов власть равнялась правде. У них была власть, а значит правда на их стороне. Драконы предоставили драконьим жрецам небольшую часть своей власти в обмен на абсолютное повиновение. Драконьи жрецы, в свою очередь, правили людьми наравне с королями. Драконам, разумеется, не было дела до того, чтобы собственно править».

Особенный интерес представляет следующий отрывок: «На древнем языке нордов его (дракона) называли „дра-гкон“. Иногда также употреблялся термин „дов-ра“, но из какого он языка и какова его этимология — неизвестно. Никому не было дозволено произносить эти имена, кроме драконьих жрецов».

Становится понятно, что на Атморе всё-таки существовала письменность, но это была не письменность нордского языка, а письменность другого языка — языка драконов. Это был тайный язык, доступный лишь для жрецов и предназначавшийся для священных целей. Исграмор же был создателем письменности «для мирян». Исследование и переводы многочисленных надписей на языке драконов можно найти в работе Хелы Трижды Искусной «Драконий язык: больше не миф».

В своей работе Бьорик также упоминает «великие храмы», воздвигавшиеся Культом драконов. В этом контексте необходимо упомянуть Лабиринтиан. Когда-то эти мрачные, зловещие руины служили храмом, в котором поклонялись драконам. Постепенно вокруг храма образовался большой город, названный Бромьунар. Некоторые исследователи полагают, что Бромьунар был столицей Скайрима во времена наивысшего расцвета Культа драконов. До нас дошло слишком мало записей той эпохи, чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, но точно известно, что верховные жрецы Культа собирались в Лабиринтиане, чтобы обсудить ключевые вопросы правления. Однако с упадком Культа драконов Бромьунар был заброшен.[2]

В Бромьунаре «сохранился» алтарь девяти из верховных жрецов Культа драконов. Можно только гадать, повторяла ли организация Культа драконов атморские образцы, или возникла уже в Скайриме.

Эра Рассвета Править

В легендах можно найти несколько свидетельств о том, что когда-то Атмора была населена и альдмерами. Так, альтмерская легенда «Сердце мира» (изложенная в «Мономифе») повествует о том, что «Ауриэль не может спасти Альтмору, Древний Лес, и тот захватывают люди».

Брат Михаэль Каркуксор в своей работе «Разновидности веры в Империи» относит начало почитания нордами Оркея, заимствованного бога, к «временам владычества альдмеров в Атморе». Тем не менее, свидетельств настолько мало, что практически ничего нельзя сказать об атморских мерах.

Надо отметить, что норды не считают себя коренными жителями Атморы. В первом издании «Путеводителя» сообщается, что по нордским легендам, люди были созданы на Тамриэле, в Скайриме, на Глотке Мира. Это же подтверждается и археологическими находками, свидетельствующими о том, что люди уже жили в Тамриэле к моменту возвращения атморцев.

Тем не менее, приход людей на Атмору произошёл, судя по всему, ещё в Эру Рассвета. Были ли уничтожены меры Атморы сразу и полностью, или две расы сосуществовали какое-то время — неизвестно.

Меретическая Эра Править

Об истории Атморы в раннюю и среднюю Меретические Эры не известно практически ничего. В позднюю Меретическую Эру начинается переселение атморанцев на Тамриэль. По наиболее распространенной версии, все люди Тамриэля, за исключением редгардов, происходят от переселенцев с Атморы, первыми из которых были Исграмор, его семья и соратники. В третьем издании «Путеводителя» читаем: «Это было не единичное вторжение, а целая серия, длившаяся на протяжении сотен лет, и породившая разнообразные недийские культуры, причём, вновь прибывшие жители Атморы вступали в столкновения с поколениями, уже обосновавшимися в этих местах».

Культурное и религиозное наследие Атморы в Скайриме Править

Атморанский Культ Дракона не прижился на Тамриэле. Вновь обратимся к Торхалу Бьорику:

«В Атморе, откуда пришёл Исграмор со своими людьми, драконьи жрецы собирали дань, устанавливали законы и определяли устои жизни, благодаря чему между драконами и людьми сохранялся мир. В Тамриэле они стали куда менее милостивы. Неизвестно, что стало причиной — властолюбивый драконий жрец, кто-то из драконов, или же ряд слабых королей. Как бы там ни было, драконьи жрецы стали править железной рукой, низведя остальное население практически до уровня рабов.

Когда народ поднялся на восстание, драконьи жрецы ответили репрессиями. Когда же драконьи жрецы уже не могли собирать дань и контролировать народные массы, драконы отреагировали быстро и жестоко. Так началась Война драконов.

Поначалу люди гибли тысячами. В древних текстах говорится, что несколько драконов встали на сторону людей. Неизвестно, почему они так поступили. Жрецы Девяти Божеств заявляют, что сам Акатош вмешался в происходящее. Эти драконы научили людей магии, с помощью которой те могли дать отпор в неравной схватке. Положение стало меняться, и драконы тоже стали погибать.

Война была долгой и кровопролитной. Драконьих жрецов свергли, а драконов массово уничтожали. Выжившие драконы пустились в бега и избрали жизнь изгоев вдали от людей».

Точную дату начала и конца Войны Драконов установить не представляется возможным. Тем не менее, сохранился документ, относящийся к 1Э 139–140, ко времени правления короля Харальда. Это дневник Скорма Снежного Странника. Стоит процитировать запись от 27-ого дня месяца Заката солнца, 1Э 139: «Звучит невероятно, но похоже, что мы натолкнулись на крупное убежище адептов Драконьего Культа, которые считались истреблёнными в ходе Драконьей войны». Это значит, что Драконья война к тому времени уже закончилась.

Вернёмся к «Войне драконов» Бьорика: «Сам же Культ драконов приспособился и выжил. Адепты построили драконьи курганы, в которых захоронили останки погибших в ходе войны драконов. Согласно их верованиям, придёт день, когда драконы поднимутся вновь и вознаградят верных». И выше ещё одна цитата: «Многие из них [(храмов Драконьего культа)] дошли до наших времён как древние руины, населённые драуграми и неупокоенными драконьими жрецами».

Судьба Культа драконов подробно описана в работе Бернадетты Бантьен из Коллегии Винтерхолда «Среди драугров».

Атморский тотемный культ сменился Культом драконов во главе с Драконом (Алдуином), а тот — имперским культом Восьми. Распространение Алессианской доктрины в IV веке способствует трансформации религии Скайрима в сторону Восьмибожия, сформулированного Алессией. Для нордов это означало исключение Шора из Восьми и возвращение поклонения Дракону — на этот раз Акатошу. Алессианские реформы не были приняты в Скайриме: разразилась война Престолонаследия. Если последний король до войны, Боргас, был алессианцем, то короли Кьорик Белый и Хоуг Мероубийца воюют с Алессианским Орденом. Тем не менее, семь общих богов из Восьмибожия сиродильского и скайримского обряда должны были всё больше походить друг на друга. Это неизбежное следствие развития торговли и других видов контакта народов двух стран. Впрочем, на первых порах были сильны традиционалистские настроения. После гибели Хоуга королём был избран Вулфхарт Атморский: «…первый указ нового правителя: Вулфхарт восстанавливал традиционный нордический пантеон. Эдикты объявлялись вне закона, их жрецы приговаривались к казни, а храмы уничтожались. Тень короля Боргаса была предана забвению. За свою фанатичность король Вулфхарт был назван Языком Шора, а также Исмиром, Драконом Севера».[3]

То, как изменилось само содержание понятия «традиционного пантеона северян», уже говорит о том, что на самом деле традиционные атморанские верования в полной мере уже никогда не возвращались в Скайрим. Происходит полный отказ от тотемизма. В том «традиционном пантеоне северян», описание которого мы находим у брата Михаэла Каркуксора, уже нет и следа от анимизма Атморы. Тем не менее, стоит привести выдержку из его труда, касающуюся Скайрима:

СКАЙРИМ: Алдуин, Дибелла, Оркей, Цун, Мара, Стун, Кин, Джунал, Шор, Исмир, Херма-Мора, Малох.

  • Алдуин (Мироед, Пожиратель миров): Алдуин — Скайримский вариант Акатоша, и лишь поверхностно напоминает своего двойника в Девятибожии. Например, его прозвище «Мироед» происходит из мифов, которые описывают его как ужасную, яростную огненную бурю, которая разрушила предыдущий мир, чтобы начался этот. Северяне поэтому видят бога времени одновременно творцом и предвестником конца мира. Он не возглавляет пантеон северян (по сути дела, в этом пантеоне нет главного бога; см. Шор, ниже), но является его источником, пусть мрачным и пугающим.
  • Дибелла (Богиня Красоты): Популярный бог Девятибожия. В Сиродиле, у неё почти дюжина разных культов, некоторые посвящены женщинам, некоторые — художникам и эстетике, остальные — обучению эротике.
  • Оркей (Старый Ворчун): Бог-заимодавец северян, которого, кажется, начали почитать во времена владычества альдмеров в Атморе. Северяне верят, что они когда-то жили долго, как эльфы, пока не появился Оркей; языческой хитростью и обманом он заключил с ними сделку, которая «связала их со счетом зим». Когда-то, говорит легенда, северяне имели продолжительность жизни не более шести лет, и все из-за нечестивой магии Оркея. Появился Шор, и, неизвестно как, снял проклятие, обрушив большую его часть на живущих рядом орков.
  • Тсун: Исчезнувший бог северян, покровитель попыток преодолеть несчастья. Погиб, защищая Шора от чужих богов.
  • Мара (Богиня Любви): Почти всеобщая богиня. В легендарное время появилась как богиня плодородия. В Скайриме Мара — служанка Кин. В Империи она — Богиня-Мать. Она иногда связывается с Нир из «Ануад», женским началом космоса, давшего начало акту творения. В зависимости от религии, она либо жена Акатоша или Лорхана, либо наложница их обоих.
  • Стун (Бог Искупления): Северный предвестник Стендарра, брат Цуна. Щитоносец Шора, Стун был богом-воином, который сражался против пантеона альдмеров. Он показал людям как брать в плен на войне, и какова выгода от этого.
  • Кин (Поцелуй Смерти): Богиня Бури у северян. Вдова Шора и почитаемая богиня воинов. Она часто именуется Матерью Мужей. Её дочери научили первых северян использовать ту’ум, или Голос Бури.
  • Джунал (Рунный Бог): Бог герметических орденов у северян. После выхода из милости остального пантеона, он стал Джулианосом в Девятибожии. Его нет в современной мифологии Скайрима.
  • Шор (Бог Подземного Мира): Северная версия Лорхана, который принял сторону людей после сотворения мира. Чужие боги (то есть эльфийские) умышляют против него и готовят его поражение, обрекая на подземный мир. Атморские мифы показывают его кровожадным воином-королем, который снова и снова ведет северян к победе над угнетателями-альдмерами. До исполнения своей судьбы Шор был вождём богов. Иногда также называем Детским Богом (см. Оркей, выше).
  • Исмир (Дракон Севера): Северный аспект Талоса. Он противостоял силе голосов Седых Бород достаточно долго, чтобы услышать их пророчество. Позднее многие северяне не могли смотреть на него, не видя на его месте дракона.
  • Херма-Мора (Человек Леса): Древний атморский демон, который когда-то почти соблазнил северян стать альдмерами. Большинство мифов Исграмора повествует о спасении от козней Херма-Моры. Также именуемый Демоном Знания, он смутно связан с истоками культа Мораг Тонг, если только не по ассоциации со своим братом/сестрой, Мефалой.
  • Малох (Малакат): Орочий бог, Малох долго беспокоил наследников короля Харальда. Бежал на восток после разгрома в битве у Драконьей Стены, ок. 1Э 660. Его ярость, как говорят, наполнила небо серной ненавистью, позже названной «Годом Зимы во Время Лета».

Источники Править

  1. «Путеводитель по Империи и её окрестностям. 3-е издание»
  2. «Малый лабиринт»
  3. «Пять песен о короле Вулфхарте»

Начать обсуждение Обсуждение статьи «Атмора»

Также на Фэндоме

Случайная вики